В 2020 году исполняется 90 лет образования ВДВ. Наверное, все воронежцы, а тем более жители Северного района знают: в Парке Победы на пересечении Бульвара Победы, ул. Лизюкова и 60-й армии, стоит памятник первым десантникам. Да, Воронеж – это родина ВДВ. Но почему первый выброс десанта состоялся в Воронеже? И почему памятник появился именно на этом месте?
Первая мировая война явила новые рода войск. В частности, авиацию. О ее боевых и транспортных возможностях задумались военные, готовившиеся к неизбежной новой войне. Вскоре у летчиков появились парашюты – для спасения жизни сбитого в бою пилота.
А вот в СССР возникла и впервые была реализована на практике идея тактического воздушного десанта. Смысл прост: с помощью авиации совершать молниеносные рейды на территорию противника. Чтобы «воздушные диверсанты», внезапно появившись в тылу врага, наводили там панику, разрушали коммуникации, уничтожали склады, и так далее.
Однако, таких парашютистов в стране не имелось. И методик их подготовки тоже. Все приходилось искать на ощупь, собирая опыт по крошкам везде, куда удавалось дотянуться.
В 20-е годы из всех западных партнеров наиболее «лояльным» для СССР считались США и в меньшей степени веймаровская Германия. С ними сотрудничали, посылали обучаться гражданских и военных специалистов. В том числе и летчиков, учитывая, ибо летное дело у американцев находилось на большой высоте.
Одним из таких «военлетов» (военных летчиков в модном в те времена сокращении) стал Леонид Минов. В конце 20-х гг. он посетил завод по производству парашютов «Ирвин», успешно обучался в американском парашютном клубе, получил соответствующий диплом и даже участвовал потом в соревнованиях по парашютному спорту.
Решение о внедрении парашютов в советскую авиацию было принято командующим ВВС РККА П. Барановым. Сделали это на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады МВО, базировавшейся в Воронеже. Л. Минов был назначен на должность инструктора по парашютной подготовке. Его помощником стал Я. Мошковский – впоследствии начальник высшей парашютной школы ОСОАВИАХИМА.
26 июля 1930 г. в Воронеже состоялся первый учебно-тренировочный прыжок с парашютом, выполненный Л. Миновым. Всего же группа советских лётчиков и механиков (Мошковский, Егоров, 3ахаров, Коваленков, Кухаренко, Мухин, Поваляев, Пойдус, Филиппов, Фрейман, Черкашин) под командованием Минова с 26 по 29 июля совершили 59 тренировочных и показательных прыжков с парашютом – тогда еще американским, системы «Ирвин». Этот день считается Днем советского парашютного спорта – но это еще не был десант, как средство ведения боевых действий, это была тренировка по использованию парашюта для спасения пилотов.
После доклада Баранову об успешных прыжках, командующий ВВС приказал подготовить группу из 10-15 чел. для группового прыжка. При этом сопроводил свое задание таким «пожеланием»: «Было бы хорошо, если бы по ходу воронежского учения продемонстрировали выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории противника».
Приказ был выполнен быстро – 2 августа 1930 года. В этот день на учениях Московского военного округа под Воронежем впервые было одновременно десантировано на парашютах специально подготовленное подразделение в количестве 12 человек для выполнения тактической задачи на земле. С тех пор 2 августа – это День ВДВ, а Воронеж – родина десанта.
Почему же выбрали окрестности именно нашего города? Ведь та же Москва с Подмосковьем имели аэродромы, как минимум, не хуже.
Однако там постоянно шарили жадными глазами чужестранные военные атташе, разнообразные зарубежные специалисты-инженеры, нанятые для строительства самых разных объектов. Уследить за всеми было трудно.
В то же время Воронеж, расположенный довольно далеко и от границ, и от дипломатических представительств, являлся как раз тем местом, где можно без лишних глаз провести испытания.
Внимательно обдумали, с какого самолета производить выброску. От ТБ-1 по ряду причин пришлось отказаться. Предпочли «Фарман-Голиаф», но он по грузоподъемности мог принять на борт не более 7 человек. Поэтому пришлось разбить участников на 2 группы по 6 человек. Одну из них возглавил Минов, другую Мошковский.
Именно над тем местом, где сейчас в Северном районе стоит площадь Победы, с высоты в 350 метров и состоялась выброска. Приземление произошло в 2 км от Воронежа, в районе хутора Клочково, на свободном от посевов поле.
Так родились советские воздушно-десантные силы.
Об этом подвиге рядовых десантников долгое время почти никто не помнил, да и не знал. И только в 1997 г. усилиями краеведов и ветеранов ВДВ удалось воскресить память первых десантников. Тогда был установлен простой, необработанный, но мощный гранитный камень. Его пожертвовал В. Никитин, который утверждал, что готовил его на свою могилу: «Но, для хорошего дела – не жалко!».
И ветераны ВДВ стали стекаться к нему в День своего рода войск. Они, вместе с другими воронежцами продолжили заботу об увековечении памяти своих предшественников. К к юбилею создания ВДВ в 2010 г. под руководством скульптора В. Петрихина был разработан новый памятник.
Его замысел прост и легок, как все, связанное с воздухоплаванием. Под металлическим куполом-парашютом стоят два человека: советский десантник в довоенной форме и подросток, держащий в руках макет планера. А купол парашюта объединяет их воедино. В настоящее время идет подготовка к строительству целого музея ВДВ в парке Победы.
Память – передается из поколения в поколение. Память о тех, кто первым совершил прыжок в неизвестность и открыл будущее тысячам бесстрашных парней.
Комментарии
28 июля 1930 г.
Фотоматериал с изоброжениями начальника школы А.В. Носова и др.