С 18 века Московский тракт стал дорогой паломников. Они держали путь в Задонск, где хранился список (копия) иконы Владимирской Божией Матери, принесенный туда еще в начале 17 века.
Тогда Московская Русь переживала тяжкие времена. С юго-западных окраин нападали враги и просто мятежники. Патриарх Гермоген, по-своему обеспокоенный идущими оттуда напастями, призвал иноков Московского Сретенского монастыря Кирилла и Герасима. Вручил им список иконы Владимирской Божией Матери и велел идти на Дон, присматривать место для основания новой обители. Она должна была стать еще одним камнем в духовной стене, защищающей Московское царство. Икону патриарх избрал неспроста, а в силу предания. С помощью этой иконы Русь была спасена под Ельцом от погрома, подобного Батыеву.
В конце 14 века «потрясатель Вселенной» Тимур (он же Тамерлан) пришел к нашим южным окраинам, готовясь обратить русские земли в пепел. Ради спасения от этого зла из Владимира отправился крестный ход с подлинной иконой Владимирской Божьей Матери, считавшейся одной из самых почитаемых на Руси.
Тамерлан (Тимур)
В то же время Тимур приступил к осаде Ельца. Взял приступом общегородскую стену. Но обломал зубы об елецкий «детинец» (хорошо укрепленная крепость внутри города). Много раз его воины шли на штурм твердыни, и каждый раз неудачно. После очередного приступа обессилевший завоеватель пришел к себе в шатер, упал и заснул. Ему приснилось, что в небесах, в обрамлении облаков стоит дева, простирая к нему руки и повелевая прекратить осаду. Тамерлан проснулся в смятении. Призвал старейшин. Пересказал им сон, попросил истолковать. Выслушав его, один из них сказал: «Это русская Божья Матерь. Она имеет огромную силу и во всем помогает русским. Тебе надо вернуться домой».
Тимур послушался совета мудреца. С тех пор икона Елецкой Божией Матери, явившейся завоевателю, тоже стала одной из самых почитаемых.
Ельчане отправили гонца с благой вестью. Когда он подъезжал к Москве, то встретился с крестным ходом владимирцев, несших икону Владимирской Божией Матери и передал им радостную весть. В память об этом на месте их встречи и основали Сретенский монастырь.
Патриарх Гермоген
Помня о тех событиях, Гермоген и отправил Кирилла с Герасимом в наши края. Оба инока пришли на берег Дона, недалеко от Ельца, где по преданию некогда стоял шатер Тимура. Долго искали подходящее место. Наконец, уставшие, поместили икону в кустах, растущих на берегу реки Тешевки, впадающей в Дон, а сами уснули. Проснувшись, не обнаружили образа. Нашли его в другом месте. Православная святыня, утраченная на какое-то время, а потом нашедшаяся, считается чудесно обретенной. Иноки посчитали это знаком свыше. И основали обитель прямо на месте возращения иконы.
Поначалу построили деревянную церковь во имя Сретения Богородичной иконы Владимирской. Ее список стал главной святыней храма. В 18 веке храм стал каменным. Возник Тешевский монастырь. Постепенно он оброс слободами. В 1779 г. Екатерина Вторая повелела объединить их с обителью в один уездный город Воронежской губернии – так возник Задонск.
Затем обветшал и каменный храм. Поэтому в 19 веке по проекту Константина Тона построили на его месте собор, который вместе с другими святынями Задонска и поныне привлекает тысячи паломников.
Тихон Задонский
Воронеж и Задонск тесно связывает подвижничество святителя Тихона Задонского. В 1763г. тот стал епископом воронежским. Приехав сюда, обнаружил сплошные безобразия. Как в светской, так и в церковной сфере. Тогда в Воронеже широко распространялись языческие обычаи и суеверия. В районе нынешнего Курского вокзала и на северной окраине города, где в те годы были пустыри, а сейчас современная застройка, устраивались языческие представления с «харями» (т.е. с использованием масок, изображавших животных). Епископ был человеком горячим и лично разгонял такие сборища, не жалея и посоха. Отчего и нажил себе немало врагов, писавших на него доносы и светским, и церковным властям.
Глава епархии и сам не раз просил об отставке. Он мечтал о покое, чтобы посвятить себя любимому занятию – богословию. Просьбы отклоняли 4 года, пока не удовлетворили очередную. Тихону положили пенсию в 400 р. в год, что для тех лет очень немало, ведь за пару тысяч рублей помещики могли продать небольшое имение с крестьянами.
Местом жительства бывшему епископу определили Толшевский монастырь. Однако климат болотистых лесов был слишком вреден слабому здоровьем Тихону. Он добился перевода в Тешевскую обитель, а из нее переселился в скит, всего в 8 верстах от Задонска. Там и прошли его последние годы. Тихон посвятил себя богословским наукам. Достаточно сказать, что одна только типография Е. Болховитинова в Воронеже издала 12 томов его сочинений.
Во время прогулок по окрестностям, Тихон обнаружил природный источник. Сам расчистил и обустроил его – и вся округа стала брать из этого родника воду. Запастись ею, омыться в источнике и теперь стекается множество паломников.
Помимо того, Тихон был благотворителем, о доброте которого местные жители и паломники слагали целые легенды. От природы или благодаря воспитанию, Тихон являлся нестяжательным и щедрым, и тратил свою немалую пенсию на всех, кто просил его о помощи.
После смерти Тихона в 1783г. многие из облагодетельствованных им решили прославить покойного в чине святителя. Подали прошения в Синод и др. инстанции. Была создана комиссия, которая после вскрытия раки с мощами Тихона признала их святыми.
Прославление Тихона Задонского состоялось в августе 1861 г. В Задонск приехали даже представители царской фамилии. Всего колясок, возков и иных транспортных средств собралось до 12 тысяч, и на каждом приезжало по несколько человек, да многие и просто шли пешком. С тех пор и вплоть до революции по Задонскому шоссе к св.Тихону шли и ехали толпы верующих.
В конце 20в. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь восстановили. Он возобновил службы. И в наши дни туда ездит огромное число верующих.
Комментарии