Многие думают, будто на месте Северного района до третьей четверти 20-го века существовало одно пустое поле. Еще в середине 70-х годов 20-го века в периметре от села Подгорное до Московского проспекта или тогдашнего Задонского шоссе, а с другой стороны к северу от теперешней улицы Хользунова почти не наблюдалось никаких строений.
Курган в Северном районе
И лишь кое-где, например, на месте современных улиц Невского и Лизюкова, пейзаж дополняли холмы различного диаметра – курганы. И возникли они не в силу природных причин. Их создали люди. Две с лишним тысячи лет назад скифы хоронили в них своих усопших.
Кем они были, эти скифы? Ученые поясняют: конгломератом ираноязычных племен, в основном кочевых. Пасли лошадей, овец, да прочий скот, передвигаясь с места на место по огромному степному и лесостепному пространству в долинах Кубани, Дона, Днепра, Днестра, Дуная.
Некоторые скифские слова и мы употребляем до сих пор. Наиболее ярким примером служит название нашей главной реки – Дон. Так древние скифы называли «дно», «воду», «течение», «реку» - все, связанное с водоемами. Это же касается названий и других рек, впадающих в черноморскую акваторию: ДОНестр, ДОНепр, ДОНай (теперь – Дунай).
Не все скифы вели кочевую жизнь, часть живших вдоль Дона скифов уже были оседлыми, занимались земледелием и торговали с Донаисом, Пантикапеем, Ольвией, Херсонесом и другими древнегреческими и городами на побережье Азовского и Черного морей. Вверх по течению реки приплывали греческие торговые корабли с вином, украшениями и оружием.
Уже в наши дни во всех музеях мира «скифское золото» котируется очень высоко. На самом деле скифы, любившие изысканную роскошь, были только заказчиками, а делали эти великолепные вещи – эллины. А его древние заказчики предпочитали не слитки и не золотые монеты, но прежде всего, предметы роскоши. Большую часть скифских курганов с сокровищами успели разграбить еще в древности, но даже еще 50 лет назад археологи находили выдающиеся произведения ювелирного искусства.
Серебряный сосуд из воронежских Частых Курганов
К наиболее известным стоит отнести серебряный сосуд из воронежских Частых Курганов – именно так раньше называлась та самая местность, где сейчас расположен наш Северный район.
На этом сосуде художник, судя по его манере, из Пантикапея, весьма натуралистично отобразил сюжет скифского эпоса. Он передает легенду о происхождении скифов.
Древнегреческий герой Геракл предлагает трем своим сыновьям: Агафирсу, Гелону и Скифу натянуть тугой лук. Это получается лишь у младшего – Скифа. В награду отец делает его наследником своего царства. А двух других сыновей изгоняет.
По другой версии этого мифа, Геракл дарит младшему сыну земли на Кубани, а в утешение старшим сыновьям достались земли по Дону и Днепру. Поселившиеся на них подвластные старшим братьям Скифа племена древние греки называли будинами и гелонами.
Археологи считают их оседлыми. И даже родственными древним славянам. Некоторые историки предполагают: у данной легенды имелась реальная подоплека.
Как видим, древние греки и их торговые партнеры считали сына Зевса прародителем скифских и родственных им племен. Как бы там ни было, в бассейнах всех трех великих причерноморских рек поселились племена, говорившие на древнеиранском наречии. Обычно ученые именно их всех называют «скифы».
Серебряный сосуд из воронежских Частых Курганов
Драгоценный сосуд был извлечен на свет в 1911 году благодаря воронежской ученой архивной комиссии. Ее возглавляли граф П.Н. Апраксин; священник и основатель Воронежского губернского краеведческого музея С.Е. Зверев; доктор медицины А.И. Мартинович; полковник кадетского Михайловского корпуса В.Языков.
Стараниями комиссии, начиная с 1910 года, производились раскопки Частых Курганов. На следующий год в процессе земляных работ в кургане № 3 (всего их на территории будущего Северного района насчитывалось свыше 40) С.Е. Зверев обнаружил сосуд. Вот тут-то, как обычно бывает в случаях, связанных со знаковыми артефактами, и заканчивается чисто научный подход к истории и начинаются легенды.
Согласно одной из них, более всего похожей на правду, комиссия нуждалась в постоянном здании для музея, где хранились бы собранные ею экспонаты. А дабы сей вопрос решился без лишних проволочек, решила подарить драгоценную находку самому царю. В том же году граф Апраксин, пользуясь своими связями при дворе, преподнес ее в дар императору Николаю Второму. Царь впечатлился и поместил сосуд сначала в Ливадийский, а затем и в Зимний Дворец, известном ныне, как Эрмитаж – один из богатейших музеев мира, где найденный на месте Северного района артефакт хранится и поныне.
Есть и другая легенда, ходящая среди воронежцев и в наше время. Она гласит: серебряный артефакт нашел не Зверев, а полицмейстер города Воронежа, увлекавшийся на досуге археологией. Он также решил отослать его в Санкт-Петербург. Причем, государь не остался в долгу, отблагодарил полицмейстера 10 тысячами рублей.
Это были немалые деньги. В 1915-м, например, фунт (407 нынешних грамм) парного мяса стоил на воронежском базаре пятиалтынный (15 тогдашних копеек). И это в период Первой Мировой с ее взлетевшими ценами.
Кстати, с войной связана еще одна версия того, каким образом серебряный сосуд попал в Эрмитаж. В соответствии с ней члены все той же комиссии преподнесли его в дар государю именно в 1914-м, когда началась «германская». Тогда Николай вместе с великими княжнами – своими дочерьми, ставшими с первых дней боевых действий сестрами милосердия, приезжал в Воронеж, как раз с целью инспектирования открывшихся здесь госпиталей для раненых на фронте ратников. Чем комиссионеры и воспользовались, вручив августейшему гостю бесценный сосуд.
Взамен император распорядился передать для нужд комиссии здание Дома Потапова, который в свое время являлся воронежским губернатором. Этот дом в наши дни воронежцам, интересующимся историей родного города, больше известен, как «Путевой дворец Екатерины Второй, в котором сейчас располагается Музей изобразительных искусств им. Крамского. Что ж, пусть каждый сам решит, какая версия ему по душе.
Вернемся к древним. Примерно в 3-м веке нашей эры скифов сменили племена сарматов. Они тоже кочевали и говорили на древнеиранском наречии. Однако почти не оставляли уже в своих курганах золота и серебра – только изделия из бронзы. Некоторые ученые объясняют это растущими потребностями торговли, которая понуждала пускать золото и серебро в торговый оборот.
Что же сталось впоследствии со скифами? По мнению выдающегося историка и археолога академика Б.А. Рыбакова, они слились со славянами. И вместе с ними заложили фундамент будущей древнерусской народности – наших прямых предков.
- Голоса:
- Голоса:
Всего голосов: | |
Первый голос: | |
Последний голос: |