Для стабильного развития экономической ситуации в Воронежской области правительство страны обозначило средний индекс платы граждан в 5,3%. Это значит, что рост общей стоимости коммунальных услуг в целом по области не может превышать 5,3%. При этом фактический индекс платы граждан (с учетом принятых тарифов на 2023 год) сложился ниже рекомендованного и составит в среднем по Воронежской области 4,9%.
При этом по ряду коммунальных услуг рост тарифов ниже среднего уровня, установленного на федеральном уровне для Воронежской области. Так, например, тариф на газоснабжение увеличился только на 3%, холодную воду — на 4,3% по некоторым районам области, а тариф на обращение с ТКО, напротив, снизился на 1,2%. Таковы официальные данные правительства области.
Всего муниципальных образований в Воронежской области 446. Рост тарифов до 4% в 351 МО, 4 — 5,3% — в 93 МО, а свыше 5,3% — в 2 населённых пунктах.
А теперь давайте разберёмся, почему тарифы периодически повышаются, до каких пор они могут повышаться и есть ли что-то положительное в этом процессе для жителей Воронежской области?
Почему повышаются тарифы?
Тарифы на коммунальные услуги пересматривают ежегодно с возможным повышением с 1 июля. При этом уровень тарифов с 1 января не может превышать уровень тарифов по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Их пересмотр необходим, поскольку они должны быть для обеспечения экономических обоснований расходов, учитываемых при установлении тарифов.
Тариф ‒ это своего рода демпфер (механизм, смягчающий колебания цены) инфляции, он напрямую влияет на ограничение расходов регулируемых организаций и, как следствие, благополучие граждан путем сдерживания роста.
Пересмотр тарифов обусловлен рядом факторов: ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на горюче-смазочные материалы, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами.
В Воронеже исполняются два концессионных соглашения в сфере коммунального хозяйства — в теплоэнергетике и в системе водоснабжения-водоотведения. В рамках действующего законодательства изменение тарифов не может обеспечить модернизацию системы ЖКХ. Поэтому депутаты Воронежской городской Думы вышли с инициативой об утверждении предельных индексов роста платы граждан по городу Воронежу на 2022 год в размере 9,1%, превышающих установленный индекс роста с учётом допустимого отклонения. При этом этот предельный рост коснется строго ограниченного количества воронежцев (порядка 600 человек).
Конечно, платить больше за коммунальные услуги никому не хочется. Однако власти приводят целый ряд аргументов за повышение тарифов. Ведь за счёт больших вложений можно поддерживать и обновлять инфраструктуру ЖКХ (трубы, насосы, технику и пр.); лучше подготовиться к эксплуатации сетей в зимнее время и избежать частых поломок; обеспечить стабильную работу коммунальных предприятий; улучшить доступность и качество услуг для потребителей.
Как изменились тарифы в Воронежской области за последние полгода?
С 1 января по 1 июля текущего года тарифы на электроэнергию в Воронежской области выросли на 0,2 руб./кВт·ч и составляют 4,24 руб./кВт·ч. При этом в Белгородской области те выше — на 0,09 руб./кВт·ч, а в Тамбовской ‒ на 0,06 руб./кВт·ч.
Тарифы на тепловую энергию в Воронежской области за этот же период повысились на 137 руб./Гкал и составили 1 983 руб./Гкал. В Липецкой области они немногим ниже ‒ 1 951 руб./Гкал, а в Белгородской ‒ 1 941 руб./Гкал.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение в регионе составляют 28 руб./м3 и 26 руб./м3 соответственно (возросли на 1 руб./м3 и 3 руб./м3). В соседних регионах аналогичные показатели составляют не менее 24 руб./м3 и не более 30 руб./м3.
Тарифы на ТКО для воронежцев выглядят следующим образом: тарифы на услуги регионального оператора составляют 559 руб./м3 (ниже только у Белгородской области ‒ 506 руб./м3) и ежемесячная плата за ТКО ‒ 101 руб./чел. (ниже только у Белгородской области ‒ 97 руб./чел. и у Курской ‒ 92 руб./чел.).
Могут ли тарифы повышаться до бесконечности?
Предельные (максимальные) индексы в 5,3%; 7,3% и 9,1% для Воронежской области, установленные постановлением правительства региона от 14.12.2021 № 738 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области на 2022 год» установлены для совокупного платежа граждан за весь набор коммунальных услуг при сопоставимых условиях, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг.
При этом максимальный рост возможен, как правило, только для ограниченного количества жителей, а не всего населения конкретного населенного пункта.
Это означает, что рост платы за каждую конкретную коммунальную услугу может быть как выше, так и ниже установленных ограничений — при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых коммунальных услуг.
Также распоряжением правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 3073-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на второе полугодие 2022 года на территории Воронежской области установлен в размере 5,3%.
Что делать тем, кто не потянет оплату подорожавших коммунальных услуг?
В соответствии с постановлением правительства РФ от 14.12.2005 № 76 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и постановлением правительства Воронежской области от 9.08.2016 № 583 утверждён порядок перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг) превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Также для жителей Воронежа дополнительно решением городской Думы № 272-III от 24.11.2010 установлены стандарты максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере от 10 до 22% в зависимости от категорий граждан.
В целях поддержки населения города Воронежа из бюджета Воронежской области на выплату субсидий на оплату коммунальных услуг на 2022 год предусмотрено более 1,8 млрд рублей.