Северный лес – природный парк областного значения. Его площадь 44,8 га, это практически единственное место отдыха на природе для 350 000 жителей Коминтерновского района. Но его сохранность в опасности. Хронику борьбы за выживание проследила редакция «Северного района».
Спасти нельзя вырубить. Под таким названием идет борьба общественности против уничтожения природного парка Коминтерновского района – Северного леса. За последние годы в СМИ не раз появлялись статьи, посвященные проблемам экологии, и в частности, непонятному ухудшению здоровья деревьев в Северном лесу. Буквально за год внушительная часть зеленых сосен превратилась в сухостой. Начались несанкционированные вырубки. Неравнодушные жители района и экозащитники забили тревогу. И это далеко не одна проблема.
Вот уже более года продолжается борьба возмущенных граждан с призрачными противниками.
С чего начиналось?
Последние четыре года выдались нелегкими для лесопарка: несанкционированный спил деревьев, образование стихийных свалок, попытки застроить участки леса. В 2018 году около полутора гектаров леса неизвестно по чьему распоряжению было отдано под строительство частных спортивных объектов. Никакого разъяснения граждане по этому поводу так и не получили.
Во время возведения дома по ул. Мордасовой строительная компания проложила дорогу через лес, уничтожив при этом еще 1 гектар леса.
Немного статистики:
Коминтерновский район отличается высокой плотностью застройки. Уровень озеленения не соответствует нормам градостроительной деятельности: вместо 10 м2 на человека, в районе такой показатель равен 1,9 м2. В то время как по зарубежным нормам на человека приходится 25 м2 зеленой зоны.
Уничтожение Северного леса на этом не остановилось. Как отмечает экозащитник Алексей Шляев, первое вредительство было замечено около трех лет назад. Практически в середине леса, между улицами Мордасовой и Миронова граждане увидели следы умышленного уничтожения деревьев.
«Проезжая пару лет назад, – отмечает экоактивист, – я заметил, что значительная часть леса резко пожелтела. Все было зеленое, а прямоугольный кусочек – желтый».
Алексей сразу не заметил повреждений, но потом жители района обратили внимание на подожженные корни сосен и неизвестные отверстия в стволе деревьев. На этих участках лес стал вымирать. Вот тогда экозащитники забили тревогу и начали обращаться в различные инстанции.
Бессилие властей или нежелание помочь?
Первым делом инициативная группа обратилась за экологической экспертизой. Выехавшая комиссия зафиксировала наличие «отверстий механического происхождения на стволах деревьев породы сосна». Департамент подсчитал, что в денежном эквиваленте ущерб около 140 деревьям можно оценить в несколько миллионов. Поврежденные деревья надо убирать, но на посадку новых деревьев средств не оказалось.
Спустя некоторое время сухостой вдруг обнесли забором, и появились лесорубы. Бдительные граждане опять не позволили пустить все на самотек и попросили разъяснений. Ограждение объясняли заботой о безопасности прохожих (когда будут валить деревья, чтобы никого не задело). Такой ответ обескуражил экозащитников, такая мера абсолютно лишняя, да и никакого разрешения на спил деревьев не поступало.
Граждане обратились с заявлениями о несанкционированной вырубке и о повреждении сосен в прокуратуру. Но и тут их ждало разочарование. Следствие началось, но дальнейший ход дела почему-то не получили.
На тревожные обращения от активистов, в которых сообщалось, что в проделанные в стволе отверстия заливается неизвестная жидкость, приводящая к быстрой гибели дерева, поступило экспертное заключение, что сосна по этой причине погибнуть не может. По словам экозащитников, лесники заявили, что при сверлении невозможно повредить дерево, так как сосна вылечивается своей же смолой. Несмотря на появившийся ряд статей, рассказывающих, какими именно химическими веществами можно погубить хвою, экологи, проводившие экспертизу, отрицают такую возможность.
В итоге, участки леса гибнут. Жители пытаются найти поддержку со стороны органов власти, но помощи так до сих пор и не получают. Кто несет ответственность за ухудшающееся состояние Северного леса? А ответ может заключаться в том, что лесопарк не принадлежит городу, а находится в частной собственности.
Чей же лес?
С 90-х годов природный парк оказался в руках частников, его поделили на участки. В 2012 году разразился скандал из-за попытки одного из собственников (ФСК «Аксиома») начать на территории леса строительство. Тогда граждане смогли отстоять лесной массив. С 2014 года Северный лес получил статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) областного значения.
Казалось, еще тогда проблема должна была решиться. Но лес все еще поделен на участки. Власти под давлением общественности начали предлагать собственникам замену этим территориям. Но, как мы понимаем, этот процесс довольно трудоемкий и длительный: найти эквивалентные по площади участки довольно сложно. Да и судя по последним годам, муниципалитет не спешит вмешиваться в ситуацию с Северным лесом. И это притом, что природный парк должен был быть включен в Зеленый пояс, как значимая для города территория лесного массива.
Шанс на выживание
Согласно заключению комиссии ВГАСУ, «сохранность зелёного пояса становится задачей №1 для обеспечения устойчивого развития города. Зелёные клинья леса, включенные в контур многоэтажной застройки, благоприятно влияют на санацию территорий, регулирование теплового режима, снижение шума, обеспечивают жителей дефицитными рекреациями для полноценного отдыха в природном окружении».
Но, видимо, кому-то это невыгодно. Возможно, Северный лес мешает строительству новых многоэтажек. Или лесной массив неудобен из-за перспективного плана появления шестиполосного дублера Московского проспекта, который уничтожит значительную часть природной территории.
А пока неравнодушные жители микрорайона и экозащитники остались наедине с проблемами Северного леса. Единственный выход – это включение Северного леса в Зеленый пояс России. Только тогда лесопарк получит необходимую защиту от неправомерных посягательств на его существование.
Надеемся, что власти перестанут быть равнодушными в этом вопросе, и Северный лес продолжит оставаться местом отдыха «от каменных джунглей» для многих горожан Коминтерновского района.